Все записи

Гульфия Мелдеш: «Любовь к скульптуре помогает справиться с трудностями»

В Казахстане стартует открытый республиканский конкурс для скульпторов, архитекторов и художников на лучший объект скульптуры, посвященный инновационным технологиям в здравоохранении – «Code науки и искусства». По итогам конкурса победитель получит возможность воплотить свой проект в жизнь на территории крупнейшего в стране фармацевтического завода SANTO.

Скульптура, установленная перед офисом компании Polpharma в Варшаве в свое время стала олицетворением человечности и заботы о людях. На казахстанском конкурсе выберут работу, которая также будет отражать связь науки и искусства и станет новым символом фармпроизводства в Шымкенте.

- Гульфия, расскажите о конкурсе. Почему вы решили принять участие?

- Меня удивил и очень заинтересовал этот конкурс. Скульпторы с такими темами, которые представлены в конкурсе, практически не сталкиваются, а берутся за темы материнства, истории и традиций Казахстана. Тема инноваций в медицине очень сложная, поэтому заявку я подала с огромным удовольствием. Это вызов для меня - генерировать идеи в том направлении, в котором я не часто работаю. А еще очень мотивирует то, что моя работа может быть признана лучшей среди остальных 56 и стать художественным символом казахстанского фармацевтического производства компании SANTO.

- Где вы учились мастерству лепки и почему решили заниматься скульптурой?

- Основное образование я получила в академии искусств имени Темирбека Жургенова и в Республиканском художественном колледже при академии. Но продолжаю учиться при любой возможности и сейчас. Все детство я провела в мастерских разных скульпторов, мастеров, художников. На моих глазах создавались постаменты и картины, и когда в первом классе учитель спросила: «Кем ты хочешь стать?», подруга ответила, что космонавтом, а я сразу сказала, что буду скульптором. Большой вклад в мое творческое воспитание и образование внес мой отец Тлеуберды Бинашев.

- Какая индивидуальность преобладает в ваших скульптурах?

- У каждого мастера искусства есть свой стиль создания произведений. В работах моего отца преобладает художественный стиль среднеазиатской пластики, основанной на эстетике народного творчества. Он старается в точности соблюсти казахский быт, традиции, культуру в своих работах. У меня же – симбиоз эклектики и современного искусства с национальным колоритом. Это и отличает мои работы от других.

- Работа скульптора требует физической выносливости и силы. Насколько тяжело вам приходилось в первое время?

- Женщин среди скульпторов меньше, чем мужчин. Но мы точно также занимаемся тем, что нам нравится и что у нас хорошо получается. Девушкам не стоит чего-то бояться, выбирайте ту сферу деятельности, в которой вам бы хотелось проявить себя. Желание и любовь к скульптуре помогает справиться с трудностями и с умом решать возникающие сложности.

- Меняются ли инструменты и материалы для изготовления скульптур с появлением новых технологий?

- Инструменты для лепки обычно используются одни и те же. Рука мастера привыкает к определенному инструменту, это делает процесс создания постамента комфортнее. Если что-то не получается, это не останавливает скульптора. Напротив, такие сложности заставляют находить иной подход, способный помочь решить проблему. Разные материалы диктуют свои правила. Допустим, бронза не хочет взаимодействовать с другим материалом. Мы стараемся решить эту проблему, экспериментируем или придумываем новые композиции. Скульпторы не стоят на месте, они пробуют разные формы, материалы. Современный мир изменчив. Если раньше скульпторы работали только в бронзе или в граните, то сейчас металл, дерево, керамика соединяется в единое целое. На выходе получается новаторское произведение искусства.

- С каким материалом труднее всего работать?

- С каждым материалом интересно работать по-своему, у всех есть свой «характер». Мне ближе всего бронза, дерево и пластик. Какой-то этюд подходит больше под бронзу, а другой под дерево. В зависимости от стиля и направленности работы я применяю те или иные элементы.

- Что вас вдохновляет на создание скульптур, и сколько времени уходит на изготовление одного бюста?

- Меня вдохновляют мои родные, друзья и люди, с которыми я знакомлюсь. Иногда мне снятся образы скульптур, которые потом воплощаются в реальность и обретают твердую форму.

Самое минимальное время, которое уходит на изготовление работы – два дня. Все зависит от характера человека, портрет которого ты лепишь. Закрытых людей со сложным характером лепишь чуть дольше, чем остальных.

- Что вы думаете о работе современных скульпторов? Например, об алматинской Белке на Атакенте?

- Отношусь к ней нейтрально. Арт-объект создан и нужно принять этот факт. У нас подобных композиций из сена еще не было. Белки в городе есть, а их скульптур нет (смеется - прим.ред.). Я за все новое. У каждого человека есть творческое начало, он хочет что-то нарисовать, слепить, но либо боится, либо планирует, но не реализует свои задумки в силу каких-то причин.

- Куда лучше поступать учиться творческим людям? Работа скульптора высокооплачиваема?

- Обучение зависит от ваших финансовых и временных возможностей. Если вы хотите поступить на скульптора, то советую казахстанские и российские учебные заведения. Если на дизайнера, то США и Европу.

На мой взгляд, скульптура – самый дорогой вид искусства, так как в нем задействованы натуральные и дорогостоящие материалы: бронза, медь, алюминий, латунь, гранит, мрамор.

- Какая у вас мечта?

- Я хочу приносить пользу своей стране. Мне очень хочется внести вклад, как это делают наши спортсмены, артисты, известные деятели. Я часто думаю, если бы я сейчас ушла из жизни, что бы я после себя оставила? Ведь у каждого человека есть миссия. Я бы хотела показать нашу страну всему миру с разных сторон, потому что Казахстан – красивое, растущее, разностороннее государство.

- Ваш совет молодым мастерам и начинающим скульпторам.

- Самое важное, всегда оставаться верным себе и быть самим собой. Будьте смелыми, ничего не бойтесь и не сомневайтесь в себе и своих силах. Если что-то не получается, не стесняйтесь спросить совета у опытных людей. Самая большая ошибка в жизни – это пасть духом. Даже когда вам кажется, что выхода нет, жизнь всегда предоставляет второй шанс.

Справка: Гульфия Мелдеш - автор бюстов Мухамеджану Тынышпаеву возле Казахской академии транспорта и коммуникаций, Турару Рыскулову на станции Чу, режиссеру Асанали Ашимову.

Фотографии предоставлены организаторами ОФ Cultural Dialogue

Беседовала Евгения Стегленко

Олег Хе: Творчество и финансовая аналитика, открытия во второй половине жизни
Офис ForteBank в Астане
Офис QAZKOM в Алматы
Если бы Леонардо да Винчи искал работу на job-сайтах
Обитаемый остров - офис как место для жизни
Как выжить в Чехии, имея при себе краски, кисточки и чувство юмора?