Все записи

Исследование HiPO: о теории поколений

С тех пор, как американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус создали теорию поколений, не утихают споры об отличиях одного поколения от другого, подпитываемые диаметрально противоположными мнениями. Тем не менее, многие компании используют теорию поколений как инструмент при подборе персонала, сопоставляя ценности и характеристики представителей различных поколений.

Команде HiPO эта тема интересна и близка, и мы не могли не высказать свое мнение. Но мнение, основанное на фактах, а те, в свою очередь, являются результатом опроса наших подписчиков/соискателей и последующего анализа данных :)

Проведя опрос среди более чем 500 респондентов, нам удалось проанализировать данные по поколению бэби-бумеров, а также поколениям X, Y и Z.

На вопрос о важности наличия у компании четко определенной миссии и цели, подавляющее большинство представителей всех поколений ответили утвердительно «да» (в среднем, 77% от общего количества респондентов).

Береке, менеджер по бренду работодателя HiPO: «Я часто провожу исследования по вовлеченности сотрудников компаний. Один из вопросов таких исследований всегда о понимании цели и миссии компании. Все просто: понимание и знание этих целей (и не только руководством, а всеми сотрудниками!) удовлетворяет базовую потребность принадлежности к чему-то значимому и важному и, следовательно, повышает корпоративную лояльность».

Примерно та же ситуация сложилась при выборе ответа на вопрос о предоставлении работодателем возможностей для реального развития (в среднем, 77% от общего количества респондентов).

Нуршат, контент-менеджер HiPO: «Я не знаю ни одного человека, который бы сознательно отказался от развития в любом его проявлении. Другое дело, что для кого-то развитие – это повышение по карьерной лестнице, для другого – возможность стать уверенным профессионалом в своей сфере, а для третьего – совокупность вышеназванных двух аспектов».

Интереснее стало на вопросе о том, насколько важна для соискателя корпоративная культура в компании. Все поколения в целом отметили ценность наличия хорошей корпоративной культуры, но идентификатор ценности повышается, и у поколения Z он достигает пика в 71%.

Айнур, консультант по подбору персонала HiPO: «Корпоративная культура – это часть бренда компании, а сегодня, в век мгновенного распространения информации, она играет существенную роль. Скорее всего, поэтому показатели меняются от поколения к поколению в нашем опросе».

Разница во мнениях стала еще очевиднее, когда мы упомянули о важности больше ментора/коуча на работе, чем босса в классическом понимании этого слова. Если только 15% бэби-бумеров подтвердили эту гипотезу, то у поколений Y и Z эти показатели достигли 52 и 57% соответственно.

Алина, менеджер по бренду работодателя и подбору персонала HiPO: «Директивный стиль управления постепенно начал угасать. Коучинг – это достаточно молодое и модное направление, он отвечает современным реалиям: эффективные вопросы вместо приказов, возможность раскрыть внутренний потенциал вместо строгого следования должностным обязанностям, улучшение взаимоотношений между подчиненным и руководителем. Представителей поколений Y и Z отличает повышенная потребность в самовыражении, самостоятельность и быстрая обучаемость, поэтому коучинг им нравится больше».

85% бэби-бумеров строго разделяют понятия «работа» и «личная жизнь», все последующие поколения согласны только на 52% в среднем.

Александра, исполнительный директор HiPO: «Сказывается интеграция работы в личную жизнь в последнее время, вовлеченность в проекты и желание заниматься любимым делом. Хотя это не истина в последней инстанции, я представитель поколения Y и всегда верила в то, что умею отделять работу от личной жизни».

Согласно теории Хоува и Штрауса, больше всего ценят гибкий график работы миллениалы (поколение Y). Наш опрос показал, что приверженность к такому рабочему ритму у представителей всех поколений находится на среднем уровне (около 36%).

Нурганат, старший проектный менеджер HiPO: «Гибкий график работы – это замечательно, он у нас в HiPO работает и позволяет подстроить режим под пики работоспособности и эффективно планировать свой день. Я удивлен, почему ответы на вопрос не стопроцентно утвердительные. Скорее всего, потому что в Казахстане это не самый популярный тренд, сказываются опасения работников в эффективности работы без внешнего контроля».

А вот острой реакции на проявления несправедливости или неравенства, согласно нашему опросу, следует чаще всего ожидать от бэби-бумеров (69%), в то время как респонденты из последующих поколений проявили бы заинтересованность лишь в 50% случаев.

Айгерим, проектный менеджер HiPO: «Я изучала статьи на тему теории поколений и обратила внимание на то, что бэби-бумерам присущи коллективизм и командный дух, для них важно помогать друг другу. Может, именно поэтому они эмоциональнее реагируют на проявления несправедливости. При этом более молодые поколения, при всей осведомленности о равноправии и проявлении толерантности, возможно, более эгоистичны».

Теория поколений сыграла существенную роль и находит применение не только в маркетинге, но и в управлении персоналом многих компаний. Различия обуславливаются духом времени и окружающей средой в конкретный момент. Тем не менее, закончить наше мини-исследование хотелось бы цитатой Стивена Кови:

Я не являюсь результатом тех условий, в которых оказался. Я являюсь продуктом своих собственных решений.


Опрос поколения третьего тысячелетия – 2016
Чего хотят специалисты поколения Y?
Как распознать в молодом сотруднике сильного руководителя
Технодом предлагает профессии будущего
Что значит быть Лидером?
Не «делай, что любишь», а «делай, что можешь»