Все записи

Как построить карьеру в киноиндустрии Казахстана?

Многие из нас в детстве мечтали стать известными актерами или снимать свои собственные фильмы. Индустрия кино так или иначе всегда привлекала творческих молодых людей. Команда HiPO встретилась с Сапаром Бейсенбиным, помощником режиссера-постановщика сериала “Казахское Ханство. Золотой Трон. 2 сезон”. Сапар рассказал о том, как попасть в кино, как выглядит его работа изнутри и что ожидает зрителей во втором сезоне полюбившегося сериала.

Интервью проходило в киностудии Казахфильм”, где нам удалось сделать кадры на территории декоративного построения, сооруженного специально для съемок сцен исторического проекта.

- Сапар, расскажите, как вы пришли в киноиндустрию?

- Я был совсем маленький, когда впервые увидел видеокамеру. В 1992 году у меня родилась младшая сестра, и отец купил камеру, чтобы запечатлеть выписку из роддома. Двухлетний, я бегал вокруг взрослых, радовался радостному событию со всеми. А потом заметил мужчину, который держит что-то на плече. Мне стало так интересно, я просил посмотреть, плакал. Это все запечатлели на видео. Когда я стал постарше, мне уже начали доверять эту камеру. Можно сказать, что с тех самых пор я не выпускаю ее из рук.

Во время учебы в казахско-турецком лицее я решил, что хочу работать в киноиндустрии. В 9 классе я снимал свои короткие фильмы и передачи. У меня был какой-то юношеский максимализм. Думал, что сразу стану известным и буду купаться в лучах славы (смеется – прим.ред.).

Я учился на режиссера документального кино в Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова. На третьем курсе я осознал, что без любви и уважения к кино ничего не получится. Надо отдаваться этому делу полностью. Будучи студентом, участвовал в различных проектах, работал ассистентом и понемногу набирался опыта. Были и собственные проекты, к которым я сам писал сценарии.

- Как проходит процесс поступления в Академию искусств? Вы сдавали какие-то творческие экзамены?

- Я набрал на ЕНТ 50 баллов, и мой результат не предвещал ничего хорошего. Впрочем, у меня и в лицее так было: в списке сдавших экзамен, я начинал искать свою фамилию не с начала, а с конца (смеется – прим.ред.). К счастью, для поступления на мою специальность нужны были высокие баллы по казахскому языку и истории Казахстана, а по этим предметам у меня было “отлично”.

Но одного сертификата ЕНТ для поступления в Академию недостаточно, нужно сдать два творческих экзамена. На первом экзамене нам дали задание написать сочинение на соответствующую тему. Второй был по билетам: для специальности режиссуры надо было ответить на вопросы, касающиеся кино, его истории и направлений. На основе результатов этих экзаменов я поступил. Был даже немного удивлен. В день, когда вывесили результаты, я по привычке искал себя с конца списка, а нашел себя в начале.

- Сейчас вы работаете над сериалом “Казахское ханство”, который некоторые сравнивают со всемирно популярным сериалом “Игра престолов”. Как вы пришли в этот проект?

- Когда только начинаешь учиться по специальности, кажется, что ты все знаешь. Только спустя время приходит осознание, что нужна еще и практика. В 2009 году я пришел на свой первый проект, который назывался “Книга легенд: Таинственный лес”, режиссером был Ахат Ибраев. Я пришел на кастинг, и меня утвердили на роль шамана. Тогда пришла идея попробовать попроситься в команду. Меня взяли, но сразу предупредили, что буду работать бесплатно, но мне обеспечат питание и развозку из дома и домой. Я с радостью согласился. Съемки были тяжелые: снимали практически 24 часа в сутки, почти не спали, а если спали, то прямо на съемочной площадке. Это был мой первый опыт, и это было прекрасно.

Так все и завертелось: документальное кино, ассистентство, административная работа. В 2015 году был объявлен проект к 550-летию Казахского ханства. Я пришел в студию, но не питал особых надежд. Обычно над такими крутыми проектами работает серьезная команда. Я пришел в два часа дня, в это время у режиссера началось собрание, которое длилось около пяти часов. Я прождал все это время. Была большая очередь, многие, как и я, претендовали на позицию ассистента режиссера.

Когда собрание закончилось, меня проводили в кабинет, где сидела уже сформировавшаяся команда. Режиссер Рустем Абдрашов посмотрел мое резюме и задал только один вопрос, женат ли я. На мой отрицательный ответ он сказал: “Всё, ты работаешь” (смеется – прим.ред.).

Работа над сериалом была очень интересная, я многому научился за это время. После полугода работы над первым сезоном “Казахского ханства” мне, к сожалению, пришлось уехать в Астану по семейным обстоятельствам. Далее были разные проекты на два города, Алматы и Астана, но они были нестабильные.

Весной 2017 года я закончил один из проектов – монтаж детского сериала. Неожиданно я получил предложение вернуться к “Казахскому ханству”. Тогда я задумался о том, что пора заканчивать с непостоянной работой. Всякий раз, когда я пробовал себя в другой сфере, «примерял» другие профессии, Вселенная мягко возвращала меня в кино.

- Съемки фильма или сериала – очень трудоемкий процесс, но зрители видят лишь конечный результат. Как выглядит ваша работа изнутри?

- У меня есть какой-то трепет перед местом, где я работаю. “Казахфильм” звучит гордо, у него своя история. Может быть, сейчас люди как-то иначе воспринимают это слово, но оглядываясь в прошлое, понимаешь, что здесь есть свой дух: дух кино, товарищества и дружбы.

Люди здесь всегда стараются друг другу помогать. Если ты хорошо работаешь, то без работы не останешься. Все видели тебя на площадке, в деле, ты не останешься без внимания. Коллеги в будущем могут порекомендовать тебя на другие проекты. Отношения здесь, как в семье. Когда съемки заканчиваются, ты скучаешь по процессу и по людям.

Киноиндустрия не та сфера, про которую можно подумать “поработаю немного и уйду”. Здесь уже нет разделения работы и личной жизни. Кино вплетается в твою жизнь и становится ее весомой частью.

Одно дело, когда ты готовишься к съемкам, сидишь за бумагами, пишешь сценарий, и совсем другое, когда ты выходишь на площадку. Тут начинается самое интересное!

Съемки фильма – это какое-то чудо. В процессе все сконцентрированы, в одной стороне сидит актер, он прошел много стадий репетиций и подготовки, включая костюм и грим, чтобы оказаться сейчас на этом месте. И вот режиссер смотрит в монитор, оператор держит камеру, все напряжены. Крик: “Мотор!” В ответ: “Есть мотор!” Еще крик: “Камера!” В ответ: “Есть камера!” “Человек-хлопушка” объявляет кадр, сцену, хлопает, тишина, все застыли… Режиссер кричит: “Начали!” За кадром мертвая тишина. Этот волшебный момент напоминает сон. В кадр входит актер, начинается сцена, действие, слезы, крики, смех... После крика “Стоп!”, снова начинается жизнь, разговоры между собой, специалисты поправляют грим. Эти маленькие фрагменты съемок между словами режиссера “Начали” и “Стоп” и есть какое-то волшебство.

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы выйти и сказать что-то перед камерой, но это большая работа целой команды. Кино может повлиять на человека, навести его на нужные мысли.

- Получается, режиссер – главный руководитель проекта? Он нанимает людей в команду и утверждает актеров на подходящие роли?

- Режиссер несет ответственность за конечный результат. Для успеха проекта необходимо организовать хорошие условия для режиссера, планировать дела так, чтобы он все успевал. Я ассистент и помощник режиссера-постановщика, и моя основная работа – решать возникающие вопросы, курировать процесс, организовывать встречи. Ассистент должен обладать информацией, которая необходима режиссеру для его спокойной работы.

Мой отец как-то сказал: “Прежде чем управлять, научись исполнять”. Я всегда стараюсь следовать его наставлению. Не хочется превратиться в дилетанта, у которого появились деньги, и он решил “А не снять ли мне кино?” В большинстве случаев у таких людей нет любви и уважения к киноискусству.

Такие случаи дискредитируют других более талантливых кинематографистов. После такого “режиссера” ты снимешь что-то стоящее, а люди уже с недоверием относятся к казахстанскому кино.

- Чем отличается западная школа от нашей? Стоит ли молодым ребятам уезжать учиться за рубеж?

- Нас учили по советской системе, где есть Мастер. Мастером называют человека, который внес большой вклад в кинематограф. Он набирает себе 10-15 студентов, которых обучает, делится опытом, шлифует. Не все студенты одинаковы, кто-то отсеивается, в итоге остается около пяти самых способных. На Западе поточная система, как в обычных университетах. Множество студентов осваивают азы кинематографа на одном уровне. Там нет Мастера, хотя ученики могут следовать за одним человеком, найти себе ментора.

В отличие от нас, у них главный человек не режиссер, а продюсер. Именно он привлекает инвестиции на проекты и несет ответственность за их реализацию. И все же важно, какой режиссер сидит в кресле. У нас же фильмы в основном инвестируются из государственной казны.

Уезжать учиться за рубеж определенно стоит. После распада Союза исчезла и идеология советского кино. Фильмы того времени хотелось смотреть снова и снова, они не надоедают. К нынешним российским и казахстанским фильмам люди относятся с некоторым скепсисом. На Западе продолжают следовать традициям, нарабатывают новые. Американские и европейские фильмы не потеряли своей актуальности, поэтому у них есть чему поучиться.

- Отличается работа по государственному заказу от коммерческого проекта?

- В Казахстане отличается. Мои знакомые работают над коммерческими проектами, и я знаю, что им тяжело, поскольку бюджет у них ограничен, а снять надо полнометражный фильм. Съемки ведутся каждый день, люди работают на износ, а получают небольшие деньги. После этого вполне вероятно, что у человека может возникнуть вопрос о том, стоит ли продолжать работать в этой сфере.

“Казахфильм” же – большая авторитетная организация, существующая много лет. Процесс съемок здесь налажен, работают профессионалы с богатым опытом, которые знают, как набирать команду и в каком режиме работать.

- Как стать частью “Казахфильм” и какие перспективы открываются перед его работниками?

- В кино попасть несложно. Можно не иметь опыта и образования, но прийти и спросить, нужен ли помощник или рабочий на площадку. Я знаю многих, кто так и пришел в нашу сферу и просто не смог уйти. Ведь здесь интересно, каждый раз запускаются новые проекты. Многие режиссеры не учились на эту профессию, но любили и любят кино и стараются делать его на высоком уровне.

В киностудии никто не ставит тебе рамки, это не крупный холдинг или бизнес-организация. Нет такого, что на одной должности ты должен поработать определенное количество времени, у тебя должен быть установленный KPI, и только затем тебя ждет повышение. Здесь все зависит от того, каким ты себя показал, сроки не важны.

Если ты показался с хорошей стороны на проекте: взял на себя ответственность, решил возникшую проблему, то на следующий проект тебя могут взять уже не простым рабочим, а на административную работу. Не всегда знаешь, как все будет развиваться. Но карьерный рост однозначно присутствует.

За набор людей в “Казахфильм” отвечает исполнительный продюсер. Надо прийти на собеседование с резюме, можно и без. Если у вас есть опыт и понимание профессии, то вас возьмут в команду. Надо быть готовым к тому, что здесь никого не интересует то, что ты работал менеджером в консалтинговой или национальной компании, например. Это никак не связано с твоими будущими задачами, поэтому начинать будешь, как и все. Если человек пришел без резюме, но с большим рвением работать, то его могут нанять. Все зависит от проекта.

На важные масштабные проекты берут людей с опытом и хорошими рекомендациями. На проекты помельче, где молодой режиссер и команда, могут попробовать людей, которые будут на площадке впервые.

- Идет ли до сих пор кастинг на второй сезон “Казахского ханства”?

Кастинг продлится до 10 сентября.

- Есть возможность получить второстепенные, эпизодические и групповые роли, так как актеры на главные роли уже утверждены на первом сезоне.

Кастинг проходит в киностудии “Казахфильм”, в здании ПЛК в 255 кабинете. Процесс следующий: человек приходит, заполняет анкету, проходит фотопробы и ждет звонка. На фотопробах человека одевают в костюм, гримируют и смотрят, насколько он бы вписался в картину XV века, на какую роль этот человек мог бы подойти.

Если у кандидата фактурная внешность, есть шрамы на лице или его лицо соответствует образу одного из героев, его незамедлительно пригласят и будут пробовать работать. Непрофессиональных актеров обычно задействуют в общих сценах, где преобладает действие, нежели диалоги.

- Можно ли научиться творческому ремеслу? Расскажите об обучающих курсах в индустрии кино.

- Есть множество частных школ актерского мастерства, где при желании каждый может научиться каким-то азам этого искусства.

У меня был опыт прохождения обучающих курсов. “Казахфильм” совместно с Тимуром Бекмамбетовым объявили конкурс на обучение в школе Bazelevs Тимура Бекмамбетова, которая занимается производством кино и рекламы, а также маркетингом и дистрибуцией кино. Шел набор сценаристов, которых были готовы обучить за счет “Казахфильма”.

В Академии я увидел объявление о наборе сценаристов в Bazelevs. Условием для поступления было написать сценарий на одну из предложенных тем: борьба людей и машин, фэнтэзи, фильмы-катастрофы и другое. Я написал про землетрясение в Алматы, представил и развил ситуацию, где все рухнуло. Позже мне пришло уведомление, что я прошел отбор и поступил на курс. Началось дистанционное обучение, в личном кабинете была доступна полезная литература, нас курировали преподаватели из Калифорнии, США.

В это время в “Казахфильм” хотели снять исторический экшн. Проект назывался “Мың бала”, который позже переименовали в “Жаужүрек мың бала”. На курсе спросили, есть ли желающие поучаствовать в написании сценария. Я всегда интересовался историей Казахстана и захотел попробовать. В рамках обучения я писал сценарий для проекта, мастера меня корректировали. Это было долго и непросто, но мне понравилось.

К окончанию я лучше понимал, кто такой сценарист. Как важно для него общаться с живыми людьми, углубляться в психологию, чтобы создавать характеры героев. Создавать персонажа очень интересно, ты продумываешь все его страхи, мечты и желания. Я окончил курс и получил сертификат с подписью Ермека Аманшаева, в то время президента киностудии, и Тимура Бекмамбетова.

Конечно, получив сертификат, я думал, что я крутой – у меня есть подпись Бекмамбетова! Но быстро спустился с небес на землю. В нашем деле важно трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Это не работает так, что в один прекрасный день ты проснулся с идеей нового софта, создал его и стал знаменитым. Это не как в кино (смеется - прим.ред.).

- Расскажите, что ждет зрителей во втором сезоне “Казахского ханства”.

- Само название “Казахское ханство: Золотой трон” говорит об основной идее проекта – показать становление власти в казахской степи. Это повествование о том, как первые казахские ханы Керей и Жанибек продолжают свою деятельность по восстановлению степи, по созданию большого государства. На их пути, разумеется, встречаются противники. Второй сезон будет еще более масштабным и зрелищным, будет много эпичных сцен, боев и битв. Не пропустите!

- Ваш совет для молодых людей, которые делают свои первые шаги в построении карьеры и поисках себя.

- Нужно просто жить, наслаждаться жизнью, следить за собой и трудиться, что есть сил, потому что вознаграждение приходит чуть ли не с неба. Важно ошибаться везде и постоянно. Это помогает услышать самого себя и понять, на что ты способен. Советую много читать и больше спать. Сон – это как мгновение между словами “Начали!” и “Стоп!”. Ну и без любви тут никак…

- Большое спасибо за интересную беседу!

Интервью с Директором Департамента маркетинга QAZKOM Евгением Шокаревым
Ярмарка Вакансий КБТУ 2016
Что такое BCG в Казахстане?
Офис компании Ustudy.kz в Алматы
Зауре Нурова: "Самое главное - это внутренняя мотивация и вера в себя"
HR-директор Жанель Утемуратова об объединении трех банков и новой философии ForteBank