Все записи

Как построить успешный стартап: мнение эксперта

В Казахстане ежегодно проходит порядка 10 программ акселерации, ускоренного роста бизнеса. Но, по данным статистики бизнес-инкубатора MOST, 80% участников программы не доходят до конца по причине неподготовленности как самой команды, так и непроработанности идеи. А большинство запущенных стартапов «проваливаются» уже на начальном этапе развития.

А что нужно, чтобы создать успешный стартап? Мы решили задать этот вопрос руководителю программы акселерации бизнес-инкубатора MOST Алиму Хамитову и вывели 5 основных критериев.

Вера в свой проект

Зачастую команды не верят в свои проекты. Риск верить в заведомо провальный проект, безусловно, есть, поэтому очень важно изначально определить проблему/«боль» будущих клиентов.

Решение проблемы

Проект должен решать «боль» общества. Есть два главных критерия для успеха – стартап должен подтвердить свои гипотезы ценности и гипотезы роста. Стартап должен решать конкретную проблему.

Команда

Успешность стартапа гораздо больше зависит от людей, их амбиций, терпения, веры, компетенций и гибкости. Почти все успешные стартапы делали развороты (пивоты) в своем бизнесе, и все команды должны быть к этому готовы. Главное, чтобы основатель стартапа был лидером, уметь слушать и слышать, думал глобально (think big). Очень многое зависит от лидера проекта, потому что в начале пути, когда стартап еще пока ничего не зарабатывает, многое зависит именно от основателя и того, как он сможет замотивировать команду на большие достижения. К сведению, 9 июня 2017 года Бизнес-инкубатор MOST запускает Интенсивную программу акселерации , где особое внимание будет уделяться профессионализму самих стартаперов.

Бизнес-модель

Другими словами, команда должна иметь четкий ответ на вопрос о том, как проект зарабатывает. Стартап также должен иметь хорошие перспективы масштабирования и понятную стратегию продвижения, ориентироваться на большой или быстрорастущий рынок. В идеале создаваемый продукт должен иметь потенциал экспорта.

Есть множество проектов, которые с точки зрения разработанной технологии действительно могут взлететь. При представлении проекта его инициатор очень хорошо и со знанием дела отвечает на вопросы о технологии, продукте, сравнительной характеристике своего продукта по отношению к продуктам конкурентов. Но как только начинаются вопросы «когда, как и на чем конкретно вы будете зарабатывать», «покажите вашу финансовую модель», «покажите схему коммерциализации и затраты, чтобы эту коммерциализацию провести» — люди очень часто начинают «плавать». Максимально ясный и четкий ответ на вопрос о бизнес-модели проекта заметно увеличивает шансы стартапа стать успешным.

Скорость

Стартап не должен пытаться создать «идеальный» продукт с самого начала. Создайте минимальный ценный продукт, попробуйте продать его. Если вам заплатили, значит вы на верном пути. Всегда нужно помнить выражение Рейда Хоффмана: «Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно». Как уже упоминали выше, стартапы должны четко понимать на чем они будут зарабатывать и какова их финансовая модель.

Как прошел Астана Хакатон?
Табысты стартап жобасының құпиясы
Как привлечь туристов в Астану?
Давайте запустим 50 мобильных приложений для зарубежного рынка!
Youth to Business - Forum
«Нужно найти то, что тебя зажигает и делать все, что в твоих силах, чтобы поддерживать этот огонь внутри себя» – Ержан Торгаев, разработчик HiPO