Все записи

Киберспорт в Казахстане: как основать бизнес и развиваться в этом направлении

Казахстан подарил миру немало выдающихся игроков и команд по компьютерным играм, а с 2018 года киберспорт признан официальным видом спорта в стране. Мы встретились с сооснователем киберспортивной академии Progress Gaming Алдияром Искаковым и поговорили о том, как сделать процесс подготовки молодых игроков полноценным бизнесом.

​— Расскажите о себе. Как начиналась ваша карьера?​

— По образованию я маркетолог. Работа по специальности в Казахстане мне показалась неинтересной, бюрократической. Все предсказуемо, есть определенный путь: ты следуешь гайдам и двигаешься по карьерной лестнице. Я больше энтузиаст, люблю создавать что-то новаторское. Три года назад мы с другом создали первую в Казахстане киберспортивную академию Progress Gaming. Сначала мы делали ее на родительские деньги. Взяли у них 80 тысяч тенге, арендовали место в обычном компьютерном клубе на 10 компьютеров и провели первые тестовые тренировки.

Мы просто написали в Telegram и VK потенциальным тренерам. Но совершенно не разбирались, что за люди нам нужны, и сколько мы готовы им платить. Не было никакой экспертизы — действовали просто, как слепые котята. Со временем начали набираться опыта. У нас появились первые клиенты, мы поняли, как надо работать с тренерами. Начали понимать, как делать тренировочный процесс интересным, как сделать, чтобы команда приносила определенные результаты.

В киберспорте все измеряется результатами. Если команда выигрывает, у тебя больше фанбаза и больше потенциальных спонсоров. Мы привлекли инвестиции. Прошел первый раунд, затем второй. Потом мы оказались в SmartPoint. Здесь мы открыли собственную базу, чего и хотели с первого дня. Она включает в себя и компьютерный клуб, и киберспортивную академию. Ребята тренируются в тех условиях, которые им комфортны. Тренера тоже предоставляют свои услуги в месте, где им комфортно. Мы хотели создать место, где можно аккумулировать киберспортивную тусовку и создавать новых звезд.

Сейчас мы понимаем, что переросли действующую базу. У нас уже обучается около 70 игроков. Мы работаем с профессиональными игроками, активно развиваем спонсорское направление, нужно еще дальше расти.

— На что похоже обучение в вашей академии?

— Похоже на секцию традиционных видов спорта. Ученики вносят определенную месячную плату, и за эти деньги мы их тренируем. Это как абонемент в спортзал, но в киберспорте. Мы хотим за фиксированный срок подготовить игрока, чтобы он стал полупрофессионалом.

— С какими трудностями столкнулись при ведении бизнеса? Все-таки киберспорт – довольно новое направление.

— Трудностей очень много, сказался недостаток опыта. Мы допускали кадровые и финансовые ошибки. Большая проблема молодых предпринимателей – когнитивные искажения. Ты думаешь, что твой бизнес большой, но самом деле это не так. Эти розовые очки мешают здраво оценить ситуацию. Мы набрали 30 человек для обучения и думали: «Какие мы крутые ребята». Но нужно понимать, что твои конкуренты тоже не отстают. Рынок киберспорта активно развивается. Трудностей много, они не заканчиваются никогда. Если у нас закончатся трудности, это будет значить, что бизнес можно закрывать

— Насколько в Казахстане развит киберспорт?

— Киберспорт в Казахстане на самом деле на зачаточном уровне. У нас сейчас происходит примерно то, что было десять лет назад на рынке России. Большие игроки и деньги только начинают появляться. Компании еще боятся сотрудничать с киберспортивными организациями. Очень мало кадров, мало квалифицированных менеджеров. Даже тренеров тяжело найти. Многие просят нас открыть новые дисциплины. Мы бы рады, но просто нет людей, которые могли бы обучать, преподносить базовую информацию на понятном языке. Обучать человека – это тяжелый труд. Если нет навыков преподавания, то ты можешь играть хоть в сто раз лучше ученика, но ты его ничему не научишь.

Казахстан внес свой вклад в развитие киберспортивной тусовки СНГ. В 2005-2008 годах казахстанский меценат Мурат Жумашевич под ником Arbalet был одним из немногих, кто начал активно инвестировать деньги в киберспорт. Это был его личный капитал, на который он устраивал турниры по всему миру. Делал Arbalet Cup в Казахстане, Украине, России, Швеции, Бразилии.

По просмотрам и охватам Казахстан пока не может дать аудиторию, которую дает Китай, например, но в качестве наших талантов нет смысла сомневаться. У молодых казахстанцев очень много свободного времени. В Корее, например, киберспортивных талантов становится меньше, так как у ребят слишком много учебы. Они в девять утра уходят в школу, в девять вечера приходят со школы. Казахстанские дети в этом плане свободнее. Ученики выходят в 13-14 часов дня со школы и принадлежат самим себе. СНГ-шные подростки за два-три года могут наиграть по 15 тысяч часов. Это очень большой объем работы.

— Какие ресурсы нужны для открытия киберспортивной академии?

— Чтобы открыть академию, больших ресурсов не надо, но появляется очень много побочных вещей, в которые тебе нужно инвестировать. Так как мы первые, кто создал академию на нашем рынке, у нас не было никакой информационной базы. Не было методологии, все пришлось создавать с нуля. По крупицам собирать информацию, проводить интервью с людьми.

Компьютеры – значимая часть расходов. У многих в Казахстане не хватает денег, чтобы заниматься киберспортом, потому что купить домой ребенку игровую станцию обойдется в 500-700 тысяч тенге. Я не думаю, что каждый родитель первым делом пойдет покупать игровой компьютер. Поэтому в Казахстане до сих пор развиты компьютерные клубы.

Есть существенный недостаток кадров и низкое доверие со стороны B2B сектора. Казахстанский киберспорт начался с того, бывшие профессиональные игроки пытались найти спонсоров и, не умея с ними работать, наломали много дров. Очень многие компании обжигались, поэтому не хотят больше связываться с киберспортом и всем, что с ним связано. Нам теперь приходится объяснять все заново.

— Расскажите о вашей команде. Сколько вас человек?

— Помимо меня есть еще один сооснователь Progress Gaming – Георгий. В команде три основных тренера. Это ребята, которых мы давно знаем, в которых уверены. Знаем их со времени, когда мы были просто в компьютерном клубе и платили копейки. Они работали на энтузиазме. Мы понимаем, что эти люди могут давать хороший материал.

Есть операционная команда, это люди, которые поддерживают работу компьютерного клуба и академии. Есть команда маркетинга и работы со спонсорами, а также IT отдел. Мы пытаемся создавать свои онлайн-продукты. Мы понимаем проблемы, которые есть у компьютерных клубов, которые есть у людей, занимающихся этим бизнесом. Мы хотим создать решение, которое им поможет, облегчит им бизнес.

Плюс, у нас очень активные партнеры. У них огромный бэкграунд в профессиональном спорте. Вчера мы буквально сидели на кухне, а сегодня у нас уже есть несколько направлений.

Всего около двадцати человек в команде. Если включать наших партнеров, которые нам помогают и команды, которые с нами работают.

— Можете поделиться какими-то планами, задачами, которые стоят перед вами в ближайшем будущем?

— Мы хотим создать киберспортивную организацию полного цикла. Если киберспортивная организация занимается только тем, что играет в компьютерные игры, она, к сожалению, долго не проживет. Нельзя рассчитывать на то, что ты соберешь пять человек, и они завтра станут чемпионами мира. И все будут купаться в деньгах. Если ты не подходишь комплексно, если ты не решаешь другие задачи, то киберспорт поглощает очень много денег. Содержать команду – это огромные затраты. Зарплаты игроков могут начинаться от десяти тысяч долларов, а оплата для тренеров – от двадцати тысяч долларов. Плюс, обслуживающий персонал. Также у команды должна быть тренировочная база.

— Ваши игроки уже ездили на какие-то международные соревнования?

— Они активно участвуют в них. Основная часть турниров проходит онлайн. У нас тренируются молодые игроки. Средний возраст игрока – 15 лет. Соответственно, когда эти игроки соревнуются с людьми, которым уже 20-25, мы понимаем, что те показывают лучший результат. И мы это учитываем. Мы три года на рынке, но профессиональной команды пока нет. Мы хотим прийти к этому подготовленными, чтобы у нас была готовая база, готовые профессионалы, была спонсорская поддержка. В Казахстане в основном происходит наоборот. Сначала собирают команду, а потом уже начинают думать, как ее содержать.

— А как относятся родители ваших учеников к их деятельности?

— Современные родители позитивно на это смотрят. В основном, потому что киберспортивная академия является таким компромиссом между игроком и родителями. Родители жалуются, что их ребенок играет по 12-13 часов в день. Приходит со школы, начинает играть. Мы говорим, пусть приходит к нам, будет играть по 12 часов, но под присмотром тренера, мы гарантируем безопасность. Игроку мы говорим, если родители тебе доверяют, готовы платить за твое профессиональное обучение, то будь добр, выполнять те задачи, которые ставит тренер, и в нужные сроки.

Бывают турниры, для участия в которых нужно заранее договариваться с родителями. У нас все тренера знают родителей, поэтому проблем обычно не возникает. Наша команда по Dota2 оказалась самой молодой в 1/16 турнира. Они все учатся на гранте, который выиграли на турнире, организованным IT колледжем. Это очень выгодно для родителей, что их дети за счет киберспорта получают первичное образование, а в дальнейшем смогут поступить в IT университет.

— А вы чувствуете, что меняется отношение к киберспорту?

— Да, это поколение родителей, которые родились в восьмидесятые. Это люди, которые уже сами сидели в компьютерных клубах. Отец приводит ребенка, говорит: «Все, сынок, настало твое время, добро пожаловать». Пятилетнего ребенка к нам привел. Я думаю, со следующим поколением родителей вообще никаких проблем не будет. Рынок будет готов к тому, чтобы существовали академии.

— А вы сами играете в компьютерные игры?

— Я сам играл на таком полулюбительском уровне. История компании началась с этого. В свое время коллега попросил научить его братишку играть в Counter Strike. Мы позанимались, и после этого родилась эта идея. Это было три года назад.

— Как ваши близкие относятся к вашему бизнесу?

— Всем прикольно. Когда рассказываешь, что занимаешься киберспортом, первые пять минут у людей шок, а потом привыкают. Раньше человек, который занимается киберспортом, воспринимался обществом как бездельник, а сейчас рынок растет, повышается осведомленность людей, и это становится нормальным.

— Расскажите про киберспортивные профессии. Чем, например, занимается менеджер в киберспорте?

— В киберспорте много профессий, где можно сделать карьеру. Если ты любишь какую-то игру, ты можешь стать аналитиком, комментатором, блогером или начать стримить.

Есть большой спрос на менеджеров в киберспорте. Задачи менеджера – организация тренировочной базы, контроль игроков, их подбор, а также организация всего тренировочного процесса. А еще составление календаря и выбор турниров, на которых команда будет играть. Менеджер является мостиком между тренером, организаторами турниров и игроками. Он должен быть везде. Хорошего менеджера сложно найти. В России уровень зарплат менеджеров уже достиг уровня зарплат тренеров и может даже его превышать.

— А как стать менеджером в киберспорте?

— Часто ими становятся люди, которые работали в компаниях-разработчиках компьютерных игр. Также это могут быть люди, которые работали в спортивном менеджменте, бывшие футбольные агенты.

— Расскажите о ваших увлечениях помимо киберспорта.

— Мне очень нравится общаться с предпринимателями. Я считаю, что локальные предприниматели многое для нас сделали. Многие боятся к ним идти за советом, в основном, все идут за деньгами.

Когда идешь за деньгами, то слышишь советы, а когда идешь за советами, то можешь получить деньги.

Местные предприниматели очень помогли на том или ином этапе. Это и есть разница между государственным сектором и бизнесом в Казахстане. Казахстанские бизнесмены активно помогают своим коллегам по цеху.

— Наш традиционный вопрос. Ваш совет для молодых людей, которые хотят преуспеть в чем-то.

— Ничего не бояться и никого не слушать. Если бы я слушал всех, кто мне что-то говорил в этой жизни, я, наверное, остался бы там, где был. Когда мы начинали бизнес, мы сделали посты, попросили друзей сделать репосты. На нас столько грязи вылилось в соцсетях от аудитории киберспорта. А сейчас эти люди приходят и хотят у нас работать. Поэтому я считаю, что надо продолжать делать то, что ты делаешь, и делать это с упорством и верой в собственный успех. Ведь если вы сами в себя не верите, то кто поверит?