Все записи

Лучше развить навык поиска, чем заучить формулу

- Александра, вы закончили KIMEP и уже работали в сфере деловой журналистики. Зачем вы поехали в Англию и получили мастер в искусстве. Почему искусство?

- Мне всегда была интересна культура и искусство как направление. Да, я закончила KIMEP по специальности «Международная журналистика» и потом работала в этой сфере, в деловой журналистике, но я поняла, что самые важные ценности для человека, для общества транслируются только через культуру. И наше развитие на самом деле драйвят именно эти культурные ценности.

Если мы хотим изменить что-то в стране, в своей жизни, в карьере, мы должны понимать, что желание изменений во многом зависит от наших базовых ценностей, от видения мира и понимания мира, от наших стремлений. Эта шкала ценностей и служит основой для действий, для каких-то практических вещей. Мне всегда была интересна культура, как область, в которой человек исследует себя, свою жизнь и то, что он с этой жизнью хочет сделать. Мне хотелось изучать эту область и работать в ней, потому что в этом я вижу и какой-то смысл для себя.

- А почему Англия?

- Англию я выбрала, потому что, во-первых, я знаю язык, а во-вторых, я долго искала, рассматривала разные программы и нашла подходящую мне специализацию в британском University of Warwick, который, кстати, недавно занял одно из ведущих мест в рейтинге международных университетов. В результате я получила Master of Art и специализацию «Международная культурная политика».

александра

- В чем заключалась ваша учеба и в чем был основной плюс вашей магистратуры?

- Мы изучали культурную теорию, то, как европейские мыслители с течением времени вырабатывали дискурсы о культуре, в чем ее ценность для конкретного человека, как отдельная личность развивается или растет через культуру, и какое значение она имеет для развития целого общества, как нам нужно развивать культуру и искусство так, чтобы это приносило пользу обществу.

У немцев есть слово «bildung», оно значит «постоянный рост» или «образование», «формирование». И один из наших профессоров говорил: «На культуру можно смотреть точно также - это не просто картины в музее, на которые вы смотрите, культура – это непрерывный процесс, через который вы можете расти». То, что развивает в нас творческое начало, потребность создать, креативное мышление, которое применимо в любой сфере.

Вообще, развитие творческого или креативного мышления – важная функция образования. У меня самой в школе был замечательный преподаватель по математике, который никогда не заставлял нас учить формулы. Мы тратили огромное количество часов на уроке, чтобы учиться их самими выводить. И когда мы их выводили, он говорил: «Теперь можете их не запоминать, потому что вы знаете, как их получить». Это замечательный навык, к которому, на мой взгляд, должно стремиться образование – не просто требовать правильного ответа от ученика, а научить его решать совершенно разные задачи и как можно большим количеством способов. Лучше развить навык поиска, чем заучить формулу.

Наверное, именно в этом и заключается качество образования - тебя учат думать, а не дают знания как факт. Тебе дают пять теорий восприятия искусства, и ты понимаешь что взглядов очень много, тебе дают несколько теоретических рамок, и ты учишься смотреть на любой предмет через разные рамки и разные интерпретации – эстетическую, историческую, социологическую, гендерную. И на самом деле, вначале это очень непривычно: как нет правильных ответов? Но такой подход вырабатывает критическое мышление, что мне очень нравилось.

- Сейчас вы преподаете в IT университете, почему преподавание? И что вы видите в современных студентах и что сами получаете от этого процесса?

- Мне лично было очень интересно попробовать себя в образовании, потому что мне это близко. В студентах я вижу разное, не могу сказать, что вижу только хорошее, но и в самой системе образования очень много проблем, и это пугает, ведь через эту систему формируется целое поколение людей, которое через несколько лет будет принимать решения, работать, управлять нами и т.д.

Я поняла из своего опыта преподавания – замотивировать человека можно, можно дать ему импульс, толчок к развитию. И если студент хочет, у него самого, даже вне системы образования есть очень много возможностей учиться. И, на мой взгляд, роль преподавателя сейчас, в большей степени, не научить, ведь нельзя научить всему, а именно замотивировать студентов - учиться.

- В чем разница работы отечественных и западных университетов, хотелось бы понять это исходя из вашего личного опыта?

- Первое различие – это ответственность. Меня это поразило в Англии. У нас в университете была огромная 4-хэтажная библиотека, с читальными залами, но ты мог прийти в 10 утра и не найти свободного места. При этом, во время сессии библиотека работает 24 часа в сутки. У студентов уже привита ответственность, они поступают в университет замотивированными – им это надо, им это интересно, они обсуждают друг с другом полученные знания, сама атмосфера очень живая.

Второе различие – это мотивация. И третье – конкуренция. У нас не приветствуется конкуренция, у нас культивируется сотрудничество. Если ты отличник, то тебе неудобно за это, и ты даешь списать другим, чтобы другие тоже получили хорошую оценку. На Западе списывать стыдно, потому что ты крадешь чужой интеллектуальный труд, и само отношение к интеллектуальному труду несколько иное.

_J4A0391

- Вы одна из организаторов TEDxAlmaty, а в прошлом году запустили свой образовательный проект – Open Mind. Расскажите, почему вы считаете, что он необходим, какова его цель?

- Open mind - культурологический лекторий, площадка для неформального образовательного процесса, где проводятся лекции с обсуждениями, встречи, мастер-классы. Тематика лекций и встреч охватывает такие области как культура и искусство, литература и живопись, философия и психология, саморазвитие, историю и другое.

Идея витала давно, потому что мне очень нравился формат открытых лекций. Мне хотелось сделать встречи и лекции по культуре, философии, потому что я их большой фанат и мне кажется, они незаслуженно не популярны у нас. Мне кажется, эти гуманитарные дисциплины дают какую-то новую оптику взгляда на мир, на человека, на красоту - человека и мира. И высвечивают то, что эта красота может быть очень разной, необычной, иногда непонятной.

Когда мы работали над форматом лекций, мы хотели получать обратную связь от аудитории, хотели чтобы лекции были интерактивными и то, о чем мы рассказываем можно было сразу встроить в свою жизнь, использовать. Open Mind – это процесс, через который мы (с коллегами или соратниками, одна из них тоже культуролог – Гюзель Камалова) сами многому учимся, пробуем новое и экспериментируем.

- Многие в Казахстане говорят и желают экономического роста, но отнюдь не культурного. Вы считаете, возможен ли рост без культуры?

- Развитие культуры драйвит развитие экономики – театры, музыка, дизайн, туризм, в конце концов, люди приезжают на специальные культурные события. Поэтому развивая культуру, ты развиваешь креативную экономику. Экономический аргумент работает, но важно помнить, что развитие культуры и искусства - есть не только экономика. Это еще и рефлексия о том, кто мы, что отличает нас от других, опять-таки что мы ценим, помним, что объединяет нас, как общество.

Говоря о культурном росте, мы говорим, что это нужно и для роста нашего общества. Если вы посмотрите на Европу, то у них есть свои европейские ценности, на основе которых они принимают решения, в том числе и политические. Это своего рода социальный договор, Ангела Меркель говорит: «Мы должны принимать мигрантов, потому что мы должны следовать своим европейским ценностям». И эти ценности разделяются не только отдельно взятым человеком, но и всей страной.

- А какие ценности вы видите у нас?

- На мой взгляд, у нас есть очень важная ценность – это интеграция разных этнических групп в общественную жизнь, в Казахстане более 120 национальностей, но при этом они не остались аутсайдерами в обществе, а интегрировались. Национальная политика – живой процесс, в нем происходят изменения, но этническая интеграция – важное стартовое условие.

Еще у нас очень сильны традиционные ценности, в этом есть и плюсы, и минусы. Мы воспринимаем многие социальные конструкты – гендерные, культурные, как некую фундаментальную данность. У нас традиционно-патриархальное общество и мне кажется, что сейчас оно остановится еще больше таковым, еще более закрытым.

- Поделитесь важными навыками, которые необходимы сейчас современному человеку в Казахстане и каким образом вы мотивируете себя на саморазвитие?

- Критическое мышление – это самый важный навык. Второе - ответственность перед самим собой. Если ты принимаешь решение, то, что ты делаешь потом – это выражение твоей ответственности. Она всегда выражается через дела и поступки. А как я себя мотивирую на саморазвитие? Наверное, через книги. И еще, может быть, через удивление. Мне нравится удивляться, находить красоту, открывать ее – в разных проявлениях, профессионально – в искусстве, и по-человечески - в сплетении случайностей и в нестройном хоре музыки жизни.

Три книги, которые сделают вас более культурным (это очень сложно, но на мой взгляд): «Ад» из «Божественной комедии» Данте. Анна Андреевна Ахматова говорила, что она всю жизнь читает Данте. Не могу сказать, что сама понимаю его во всей полноте, но безусловно, это чтение делает тебя более культурным, без вариантов. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и любой поэтический сборник на ваш выбор.

Присоединяйтесь к сообществу British Alumni Club Kazakhstan в Facebook facebook.com/AlumniKaz

Каких сотрудников ищут современные работодатели и как выбрать «свою» компанию?
10 основных причин присоединиться к команде «Делойта»
Приходи на День Развития Лидерства 17 сентября!
"Консультантами не рождаются, ими становятся!"
Цель вашего приезда в Индию? – Работа!
Обучение за рубежом, гранты, стажировки, стипендии Часть 2.