Все записи

Тенгрианский банкинг (Tengrian Banking)

В наше время никого не удивишь таким термином как исламский банкинг, который стал достаточно популярным не только в странах Азии и Европы, но и во многих странах мира. Особую популярность исламский банкинг получил в мусульманских и арабских странах.

Основной концепцией исламского банкинга, основанного на фикх (исламском праве, шариате), является:

  • запрет на спекуляцию;
  • запрет на ссудные проценты;
  • запрет на финансирование сфер, связанных с производством и реализацией табака, алкоголя, не халяльных продуктов питания.
  • запрет на организацию и проведение азартных игр, лотерей.

Стоит отметить, что по аналогии с исламским банкингом существует концепция христианского банкинга, суть которого схожа с исламским банкингом и основана на ценностях христианства. В целом исламский и христианский банкинг призван предоставлять финансовые услуги, не связанные с финансированием или обслуживанием сфер, противоречащих или недостаточно соответствующих догматам данных религий.

Вышеуказанные концепции ведения бизнеса направлены на определенную аудиторию потребителей финансовых услуг, которые стремятся совместить свои моральные или религиозные принципы с финансовой деятельностью. Учитывая активное развитие вопросов персонификации услуг, концепции являются также отличными маркетинговыми решениями.

Если вышеуказанные термины и их концепции известны и разработаны довольно давно, то Тенгрианский банкинг (Tengrian Banking) пока не обозначен в науке о финансах. Я хотел бы это исправить, поэтому предлагаю ввести данный термин в обиход и вкратце расскажу о его концепции.

На момент написания данного материала термин "Тенгрианский банкинг" отсутствует в мировой финансовой сфере и ранее никем не использовался. Поиск в интернете, посредством различных браузеров, на различных языках также не дает каких-либо результатов.

Однако, полагаю, что моя концепция тенгрианского банкинга может быть интересна нашему региону и имеет право на существование, а также имеет все шансы занять свою нишу, по крайней мере на территории евразийского континента.

Тенгрианство (тенгризм) являлось религией тюркских/монгольских кочевников евразийских степей, которая возникла в Центральной Азии предположительно в конце второго – начале первого тысячелетия до нашей эры. В тенгрианстве особая роль уделяется культу бога Тенгри (Тенир, Тенгри-Хан). Во времена Тюркского каганата, одной из крупнейших держав того времени, тенгрианство перешло в монотеистическую стадию.

В настоящее время многие исследователи, как в Казахстане, так и соседних странах проявляют повышенный интерес к истории своих стран, частью которой является и тенгрианство. Некоторые представители тюркских народов вне зависимости от вероисповедания и отношения к религии, относятся к тенгрианству как к некой части культуры своего народа, нашедшей свое отражение в традициях и различных аспектах жизни народов. Любопытно, что данное утверждение верно не только в отношении казахов и других народов Центральной Азии, но и некоторых европейских народов, таких как венгры или болгары, история которых также связана с историей евразийских кочевых народов.

В тенгрианстве можно выделить несколько (не ограничиваясь ими) основных принципов, в том числе:

  • гармония человека с природой (бережливое использование окружающей среды, запрет на убийство животных без крайней надобности и т.п.);
  • уважительное отношение к окружающим (гуманизм);
  • уважительное отношение к истории, культуре своего и других народов (толерантность);
  • почитание предков (семейные ценности);
  • недопущение различного рода обмана (честность);
  • запрет пропаганды религиозных и иных убеждений (вероисповедание);
  • запрет наркотиков и алкоголя.

Это далеко не полный перечень принципов, который должен лечь в основу тенгрианского банкинга – банковского дела, направленного на предоставление финансовых услуг, опирающихся и соответствующих принципам тенгрианства (не обязательно как религии, а культуры или субкультуры).

Полагаю, что в целом концепция тенгрианского банкинга может быть интересна молодым людям, увлекающимся историей, и (или) старающимся вести гармоничный образ жизни. Концепция вполне жизнеспособна и может быть имплементирована в современный финансовый мир, стремящийся к инновациям, диджитализации и глобализации.

Принципы функционирования тенгрианского банкинга подлежат дальнейшему анализу и структурированию, но уже сейчас можно выделить более демократичный подход к построению бизнеса, принципы, соответствующие ценностям современного человека, и направленность на молодое поколение неокочевников, то есть людей, живущих без привязки к определенной стране, часто меняющих свое местоположение.

24 июня 2017 года. Тенгрианский банкинг. Начало..

Надир Бурнашев: «У Казахстана большой потенциал в Исламских финансах»
Муштаба Халид, руководитель Центра исламского финансирования в BIBF: У казахстанцев есть шансы работать на Ближнем Востоке и Лондоне
100 дней/500 часов до профессиональной сертификации
Халяльна ли криптовалюта?
Хайрул Низам, генеральный директор FAA (Finance Accreditation Agency): “Пришло время для реальной совместной работы по развитию исламских продуктов и услуг”
Надир Бурнашев: «Уход от ростовщичества – первоочередная задача каждого мусульманина!»