Все записи

Война за таланты

В XXI веке, в эпоху, когда низкая рождаемость прошлого столетия отразилась на экономике, работодатели ведут активную «войну» за таланты для успешного развития бизнеса. В условиях рыночной экономики компании стремятся завоевать рынок, создавая конкурентное преимущество, которое служит надежным фундаментом для бизнеса.

Основным критерием конкурентного преимущества является сложность имитации или копирования отдельных его атрибутов. Человеческие ресурсы признаны наиболее сложными для воспроизведения. Именно по этой причине современные компании уделяют повышенное внимание развитию этого актива и прилагают массу усилий по их удержанию. Бренд работодателя служит не только надежной защитой для удержания и мотивации текущих сотрудников, но и оружием для привлечения новых звеньев бизнес-машины в этой «войне».

В странах СНГ активно используется понятие HR-брендинга, введенное на рынок компанией Headhunter. Основным источником теоретических и практических публикаций тоже служат сотрудники данной компании, но в свободных источниках информация, к сожалению, ограничена. В зарубежной литературе в 1996 году Тимом Эмблером и Саймоном Бэрроу был введен термин employer brand (бренд работодателя), который активно изучается более 20 лет. Бэрроу и Эмблер определяют employer brand как совокупность функциональных, психологических и экономических преимуществ, предоставляемых работодателем и отождествляемых с ним. Основой бренда работодателя является ценностное предложение работодателя (employer value proposition), т.е. то, что компания может дать работнику взамен его навыков и умений. Ценностное предложение состоит из материальных и нематериальных ценностей вашей компании.

К материальным ценностям относятся:

  1. Заработная плата;
  2. Бонусы (в том числе KPI);
  3. Социальный пакет;
  4. Условия работы.

Нематериальные ценности:

  1. Миссия, видение и ценности компании;
  2. Команда;
  3. Культура;
  4. Характеристика работы;
  5. Карьерные возможности;
  6. Стиль управления и другие.

Бренд работодателя был создан на стыке двух направлений: маркетинга и управления персоналом. Но если маркетинг направлен на привлечение только внешней аудитории, то бренд работодателя ориентирован как на внешнюю, так и на внутреннюю аудитории. В связи с чем и возникает вопрос, в чью зону ответственности входит данное направление. В реалиях нашего рынка компании открывают соответствующие позиции для управления данным направлением или доверяют бренд работодателя департаменту внутренних коммуникаций.

Успешный бренд работодателя позиционирует компанию в глазах потенциальных работников как Employer of Choice. К сожалению, русский перевод не может отразить всей полноты данного определения. Успешный бренд способствует увеличению откликов на открытые вакансии, улучшению качества соискателей, укреплению лояльности текущих сотрудников, увеличению их вовлеченности и мотивации. Это положительно сказывается на производительности и эффективности, помогает адаптации и удержанию новых сотрудников, снижает текучесть персонала. Также хороший employer brand может снизить расходы на заработные платы по сравнению с конкурентами с менее развитым брендом.

Как утверждает Шерри Салливан, бренд работодателя должен быть выстроен в интересах всей компании, высшее руководство должно быть вовлечено в процесс создания и имплементации. Бренд работодателя – это стратегия, которая должна быть интегрирована со всеобщей стратегией развития компании. Корпоративные и маркетинговые коммуникации не должны противоречить сообщениям бренда работодателя. Функции департамента внутренних коммуникаций не дают в полной мере преимуществ обладания хорошим брендом работодателя. Когда речь идет о привлечении талантливых сотрудников, важна также внешняя маркетинговая составляющая. Создание должности, которая будет отвечать за бренд работодателя, без поддержки высшего руководства и без интеграции со всеобщей стратегией влечет к ложным ожиданиям от компании. Это, в свою очередь, ведет к увеличению текучести персонала.

Бренд работодателя существует вне зависимости от того, работает компания над ним или нет. Соискатели, потенциальные, нынешние и бывшие сотрудники имеют определенные ассоциации с организацией. Вопрос только в том, управлять этим или нет.

Stand out from the crowd - Как выделиться из числа соискателей на ярмарке вакансий
Рейтинг компаний на HiPO: внешний бренд работодателя
Компания PepsiCo Казахстан вошла в число лучших работодателей
Работодатель с Top Employer как ресторан с Мишленовской звездой
7 советов для достижения успеха на собеседовании
Ярмарка Вакансий КБТУ 2016