Все записи

Выживание - это не обязанность!

Как стать востребованным в изменяющемся мире? Под таким названием, в рамках крупнейшей онлайн-ярмарки вакансий, которую провело BCPD Ltd., ведущие международные и локальные эксперты поделились четкими рекомендациями, что нужно быстро изучать и в каком направлении развиваться, чтобы не остаться на периферии рынка труда.


Ниже мы приводим выжимку выступлений представителя Coursera и руководителя проекта "Атлас новых профессий РК", которые показывают четкую "дорожную карту" направлений и навыков, которые нужно прокачивать прямо сейчас.


Бибин Шивас, глава по региональным продажам Courserа:

Что нас ждет после Covid-19 в мире и каким будет обучение? В марте Unesco заявило, что на сегодняшний день – глобальный масштаб и скорость распространения образования никогда не имело такого аналога в истории человечества.

В июне 1,1 млрд учащихся по всему миру столкнулись с онлайн обучением. Codid-19 повлиял на все школы, на все страны и весь мир должен адаптироваться к новой реальности.


Начиная с апреля на Coursera был взрыв новых пользователей, темпы прихода новых пользователей увеличились в 15 раз по сравнению с прошлым годом. Это невероятные цифры.


Прирост из Казахстана также пришелся на этот период – новые регистрации на платформе выросло на 1 300 процентов по сравнению с прошлым годом.


По всему миру, люди начали использовать это время, чтобы значительно повысить необходимые знания и навыки.


В чем проблема для работающих специалистов по всему миру?


Проблема в том, что в течение будущих 10 лет на рынок труда выйдут еще 300 млн человек, и к сожалению, более 50 процентов работодателей считают, что университеты не готовят их к будущей работе и что студенты должны еще приобретать новые знания, также 42% работодателей считают, что сотрудникам нужны новые навыки. Это огромное изменение в мире - такой спрос на новые знания и навыки.


К 300 млн.новых специалистов, прибавляется еще риск автоматизации, который еще больше меняет перспективы работы в будущем.


Именно поэтому, нам всем нужно постоянно нарабатывать наши навыки, независимо чем мы занимаемся и страны проживания.


Какие навыки будут требоваться?

Это бизнес-навыки, компьютерные науки, знания в сфере здоровья и здравоохранения, наука о данных и персональное развитие. Это то, что интересует весь мир, если смотреть на самые популярные курсы на платформе Coursera, аналогичное интересует и пользователей из Казахстана.


Мы создали карту навыков в каждом направлении, которая поможет понять, что нужно конкретно изучать и развивать в себе как в специалисте. И эта карта может стать вашим проводником в персональном развитии.


Мы также создали своего рода гид по навыкам, необходимым для сотрудников корпоративного сектора для успешной трансформации и адаптации своего бизнеса в будущем.



Олег Мецик, руководитель проекта «Атлас новых профессий Казахстана»


Суть проекта "Атлас новых профессии" в том, что отраслевые эксперты делятся видением будущего развития в своих отраслях и затем эти наработки должны перейти в образовательные программы университетов, чтобы они в свою очередь готовили тех, кто будет нужен работодателям.

В этом году проект завершится и ВУЗы смогут получить данную информацию, чтобы начать создавать новые инновационные программы для новых специальностей. Но реально новых выпускников - специалистов мы получим только к 2025-26 году.


Такие атласы будут созданы для 9 отраслей экономики Казахстана. Если говорить о горно-рудном секторе, то предприятия в данном атласе формируют 3 направления: новые профессии, исчезающие и трансформирующие профессии.


Что это такое? Например профессия преподавателя – это трансформирующаяся профессия, а не исчезающая. Бухгалтер – технически – исчезающая профессия, потому что отчеты будут формироваться онлайн.


Фактически мы все живет на изломе парадигмы. Мы уходим от концепции "одна профессия на всю жизнь" и приходим к тому, что каждые 3-5 лет нам всем придется осваивать новую профессию.

Например, на добывающих предприятиях есть потребность в операторах беспилотных летальных аппаратов. Есть дроны, которые мониторят рудники, есть дроны для геодезистов, третий тип дронов – те, что оценивают состояние оборудования. В этом году на базе Атласа Хромтауский колледж впервые выпустит первый курс в рамках обучения своих студентов навыкам управления беспилотными аппаратами.


Стратегическая задача атласа – развернуть масштабную подготовку для новых профессий, потому что требуется время для создания образовательных актуальных программ с привлечением отраслевых экспертов.


Предприятия могут смотреть на наработки "Атласа" и затем корректировать свои планы по обучению своих текущих сотрудников. Они же могут ждать еще 5-6 лет до первых выпусков.


Также "Атлас" будет хорошим инструментом для родителей в вопросах профессиональной ориентации своих детей, чтобы их обучение было полезным и востребованным.


В четвертых, любой человек может посмотреть "Атлас" и принять решение в каком направлении ему нужно развеиваться или переобучаться, чтобы переориентироваться на рынке труда.

Осенью "Атлас новых профессий" будет доступен на сайте enbek.kz.


В подготовке "Атласа новых профессий" мы используем методологию Форсайт, которая очень полезна для формирования видения будущего.


Видите ли, если мы изучаем текущие проблемы, то всегда принимаем реакционные решения, а не проактивные. Так... мы не сможем построить новое будущее. Мы должны немного забыть про текущую ситуацию и подумать о будущем, которое нас ждет.


Для экспертов – Covid-19 был прогнозируемым явлениям. На различных форумах, посвященных глобальным вопросам здоровья, ученые и эксперты говорили о том, что скоро появится супер-бактерия или вирус, потому что время эффективности пенициллина уже закончилось, поскольку бактерии адаптировались к пенициллину за последние 50 лет.

Эксперты уже тогда задавались вопросом: что будет тогда? Страны, которые используют Форсайт подходы, могли разрабатывать новые протоколы решений.


Согласитесь, такие проблемы не имеют никакого отношения к текущим проблемам, это новые вызовы и новое видение мира, отрасли, бизнеса. Эти изменения случаются быстро, и очень важно, чтобы компании и бизнес быстро адаптировались, чтобы выжить.


Выживание не является обязанностью, если компания не измениться, то вымрет.


Что делать с умирающими профессиями?


Ничего. Люди должны либо измениться в навыках, либо они окажутся в будущем в тяжелом социальном положении. В начале 20 века - была профессия - доставщик льда, в каждый дом хозяйки заказывали лед, его доставляли большими кусками и так хозяйки могли хранить продукты. Потом появился холодильник, и профессия - доставщик льда - исчезла. Также как и профессия - установщиков кегель.


Я бы рекомендовал специалистам смотреть на личные компетенции. Многие путают это с профессиональными навыками. Это не так. Например, если вам легко даются языки, значит вы легко воспринимаете информацию, значит, вы должны понять где это требуется, в каких профессиях важно, возможно, вы можете стать продукт-менеджером или бизнес-аналитиком. И вам это дастся легко, потому что у вас есть личностная компетенция, которая уникальна и присуща только вам.


Полные выступления всех экспертов вы можете увидеть на официальной странице BCPD Ltd в Youtube