Все записи

"Закономерности и неудачи мы придумываем сами"

image (1)

Латте или капучино, пешком или на автобусе, брать зонтик или оставить – каждый день мы принимаем десятки решений, и даже на бытовом уровне выбор сделать не всегда просто. Удивительно, но даже когда мы не ограничены временным фактором, и, казалось бы, можем принять решение рационально, оно принимается импульсивно и эмоционально.

Принимая решения, люди нередко подвержены влиянию различных когнитивных искажений. Например, гиперболическому дисконтированию. Звучит сложно, но на деле все понятно.
Представьте, что перед вами стоит выбор: получить $10 прямо сейчас, или $20 – через три месяца. Что вы выберете? Скорее, первый вариант. А что, если вам предложат $10 через три месяца или $20 через четыре. Тут можно подождать и четыре месяца. Почему так происходит?

Когда речь заходит о получении выгоды в скором времени активируется лимбическая система, которая за получение выгоды балует нас гормоном удовольствия дофамином. Мы хотим получить выгоду, чтобы зарядиться порцией дофамина.
Если мы откладываем момент принятия решения, то в дело вступает префронтальная кора, отвечающая за логическое мышление.

Еще один эффект, который часто встречается в жизни – «эффект ореола». Представьте двух друзей: Алана и Бена.
Алан: умный - старательный - импульсивный - требовательный - упрямый - завистливый.
Бен: завистливый - упрямый - требовательный - импульсивный - старательный - умный.
Большинство отнеслись к Алану благосклоннее, хотя перечисленные качества одинаковы! Черты, упомянутые в списке первыми, меняют суть остальных. Таких "ловушек сознания" очень много, и они во многом определяют, какое решение мы примем.

А как делают выбор люди, которые уже знают о когнитивных ловушках? Чтобы ответить на этот вопрос, мы встретились с Диасом Нурмамбетовым, специалистом CRM (Customer Relationship Management) в ТОО «Джей Ти Ай Казахстан». Диас изучал математику в МГУ, и нам интересно узнать, как технический склад ума помогает делать выбор основываясь на логике, а не на эмоциях.

1 (1)

- Диас, расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали математику? Это был рациональный выбор? :)
У меня с детства была склонность к точным наукам, и это повлияло как на выбор школы, так и на выбор университета. Я считаю, что в жизни важно преодолевать себя, бросать вызов повседневности и решать сложные задачи. Поэтому, выбирая специальность, я спросил себя, какая из них потребует от меня наибольших усилий, и остановился на факультете Вычислительной Математики и Кибернетики.

- Чем Вы увлекались в университете?
Я увлекался статистикой и анализом данных. Впрочем, и сейчас моя работа тесно связана с этим – я являюсь Специалистом CRM в отделе маркетинга. В частности, отвечаю за обеспечение коммуникации с потребителями и анализирую данные обо всех их активностях.

- А выбирая компанию, на чем Вы основывались?
В первую очередь, на коллектив и атмосферу в команде. В JTI очень открытые люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Особенно мне помог адаптироваться мой непосредственный руководитель и все мое подразделение.
Еще одним критерием был так называемый intellectual challenge. Для меня важно, чтобы работа была динамичной и передо мной стояли новые задачи каждый день. Работа в маркетинге именно такая.

- Как Вы пришли в Компанию?
Я пришел в начале 2016 как стажер программы JUMP, и через несколько месяцев получил должность специалиста в своем отделе.

- Какие знания из статистики можно применять в повседневной жизни?
В статистике есть такое понятие как «Ошибка игрока». Представьте, что вы подбрасываете монетку и выпадает «решка». Вы подбрасываете еще раз – и снова «решка». Допустим, так произошло пять раз подряд. Мы склонны думать, что в шестой раз вероятность выпадения уменьшается; тогда как на самом деле она остается точно такой же, как и в начале.

- С какими сложностями Вы столкнулись в работе?
- По окончании стажировки, каждый участник должен сделать презентацию. В этой презентации очень важно показать, каких результатов ты добился. Нужно показать, что ты нужен компании и компания нужна тебе. Слайды – это всего лишь способ подачи, основная цель – это показать себя. Помню, как генеральный директор посоветовал начать презентацию с шутки - я так и сделал. Несмотря на то, что первые три месяца были довольно сложными, они помогли моему профессиональному развитию. Наверное, в этом одно из основных отличий нашей компании от остальных: JTI не боится приглашать перспективных выпускников без опыта и готовить из них настоящих профессионалов.

2 (2)

- Какой совет можете дать сегодняшним выпускникам?
- В первую очередь, верить в свои силы. Успех - значит успеть. Нужно двигаться быстрее всех, чтобы успевать за стремительным ходом и требованиями времени, бежать с утроенной скоростью. Жизнь будет подкидывать проблемы, но это как дрова для вашего костра, ведь каждая проблема является возможностью проявить себя и выйти победителем. А закономерности и неудачи мы придумываем сами.

Может ли характер помешать карьере?
Открывая организации будущего: создание «бирюзовых» организаций
24 способа улучшить свое финансовое положение
Лучше развить навык поиска, чем заучить формулу
Не делай этого: 7 способов повысить производительность
Запустит ли Первое Кредитное Бюро собственный банк и интернет-паспорт для казахстанцев?